Форма входа
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
УТВЕРЖДЕНА
педсоветом от 30.08.2010г. протокол № 1
Утверждена с дополнениями и изменениями
на Совете педагогов от 26.08.2013г. протокол № 1
Заведующий МБДОУ ДС № 34 И.А. Ляхова
 
 
Общеобразовательная программа
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
детского сада № 34 "Дюймовочка" с. Чля
Николаевского муниципального района
 Хабаровского края
 
 
Составитель: И.А. Ляхова,
 заведующий ДОУ
с. Чля 2013 г.
 
 
 
 
 
 
 
Дополнительные сведения о ДОУ
 
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 «Дюймовочка» с. Чля Николаевского муниципального района Хабаровского края Юридический адрес: 682456 Хабаровский край, Николаевский район, с.Чля, ул.Пионерская,1 Телефон 8(42135)36-298 факс 8(42135)36-298 Заведующий Ляхова Ирина Александровна Старшего воспитателя по штатному расписанию нет Учредитель ДОУ: Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края в лице управления образования администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края Режим работы ДОУ: пятидневная рабочая неделя, длительность пребывания 10 часов с 7-30 до 17-30 часов Количество групп: две разновозрастные группы общеразвивающей направленности Групп кратковременного пребывания нет Плановая, фактическая мощность 25 детей Количество педагогических и административных работников: Заведующий Ляхова Ирина Александровна, образование высшее 2005г. ГОУ ХГПУ, педагог-психолог,1 категория, курсы повышения квалификации 2010г. Воспитатели: Ельчина Людмила Валерьевна – образование высшее 2011г. ГОУ ВПО ДГГУ, педагог-психолог, соответствие занимаемой должности «воспитатель» 26.12.2011г., курсы повышения квалификации 2012г. Маркова Елена Николаевна - образование высшее 2010г. ГОУ ВПО ДГГУ, педагог-психолог, соответствие занимаемой должности «воспитатель» 26.12.2011г., курсы повышения квалификации 2009г. Семенова Екатерина Иннокентьевна – образование среднее специальное 1988г. Иркутский учетно-кредитный техникум, соответствие занимаемой должности «воспитатель» 26.12.2011г., курсы повышения квалификации 2013г.
 
1. Пояснительная записка
 
Общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 34 "Дюймовочка" с. Чля Николаевского муниципального района Хабаровского края есть - многофункциональный обобщенный нормативный документ, обязательный к использованию, - внутренний образовательный стандарт, определяющий эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания и средств организации работы с детьми, - инструмент управления качеством образования, основание для лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения параметров бюджетного финансирования и введения платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей, - содержание образования имеет развивающую направленность и разработано на основе федеральных, региональных стандартов, особенностей развития воспитанников, а также с учетом требований основного потребителя образовательных услуг – семьи, - отбор содержания образования производится по основным направлениям развития детей, как того требует Концепция содержания непрерывного образования: физическое развитие, познавательно - речевое развитие, социально - эмоциональное развитие и художественно творческое развитие.
 
2. Организация режима пребывания детей в ДОУ
2.1. Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей
2.1.1. Режим дня в холодный период
 (1 младшая группа) ВремяСодержание
7.30 – 8.30Прием детей, игровая деятельность, индивидуальная работа с детьми
8.10 – 8.15Зарядка
8.15 – 8.25Подготовка к завтраку, воспитание культурно-гигиенических навыков
8.25 – 8.45Завтрак
8.45 – 9.00Игровая деятельность детей
9.00 – 9.40НОД
9.40 – 10.00Подготовка к прогулке, обучение навыкам самообслуживания
10.00 – 11.00Прогулка
11.00 – 11.15Игровая деятельность детей
11.15 – 11.30Подготовка к обеду, воспитание культурно-гигиенических навыков
11.30 – 12.00Обед
12.00 – 12.20Подготовка ко сну
12.20 – 15.00Дневной сон
15.00 – 15.20Подъем, закаливание
15.20 – 15.30Подготовка к полднику
15.30 – 16.00Полдник
16.00 – 16.15Игровая деятельность детей
16.15 – 16.45НОД
16.45 – 17.00Подготовка к прогулке
17.00 – 17.30Прогулка, уход домой
(2 младшая – средняя группа) ВремяСодержание
7.30 – 8.30Прием детей, игровая деятельность, индивидуальная работа с детьми
8.15 – 8.25Зарядка
8.25 – 8.35Подготовка к завтраку, воспитание культурно-гигиенических навыков
8.35 – 9.00Завтрак
9.00 – 9.10Игровая деятельность детей
9.10 – 10.15НОД
10.15 – 10.30Подготовка к прогулке, обучение навыкам самообслуживания
10.30 – 11.30Прогулка
11.30 – 11.45Подготовка к обеду, воспитание культурно-гигиенических навыков
11.45 – 12.15Обед
12.15– 12.45Подготовка ко сну
12.45 – 15.00Дневной сон
15.00 – 15.20Подъем, закаливание
15.20 – 15.30Подготовка к полднику
15.30 – 16.00Полдник
16.00 – 16.15Игровая деятельность детей
16.15 – 16.45НОД
16.45 – 17.00Подготовка к прогулке
17.00 – 17.30Прогулка, уход домой
(старшая - подготовительная группа) ВремяСодержание
7.30 – 8.30Прием детей, самостоятельная игровая деятельность детей, индивидуальная работа с детьми
8.25 – 8.35Зарядка
8.35 – 8.45Гигиенические процедуры перед завтраком
8.45 – 9.00Завтрак, воспитание культуры еды
9.00 – 9.10Самостоятельная деятельность детей
9.10 – 10.15НОД
10.15 – 11.45Подготовка к прогулке, обучение навыкам самообслуживания, прогулка
11.45 – 12.15Возвращение с прогулки, чтение художественной литературы
12.15 – 12.35Обед, воспитание культуры еды
12.35 – 15.00Подготовка ко сну, дневной сон
15.00 – 15.20Подъем, закаливающие процедуры, оздоровительный бег
15.20 – 15.40Подготовка к полднику, полдник
15.40 – 16.00Чтение художественной литературы
16.00 – 16.15Игровая деятельность детей
16.15 – 16.45НОД
16.45 – 17.30Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой
2.1.2. Режим дня в теплый период (1 младшая группа) ВремяСодержание
7.30 – 8.30Прием детей, игровая деятельность детей, индивидуальная работа с детьми
8.10 – 8.15Зарядка
8.15 – 8.25Подготовка к завтраку, воспитание культурно-гигиенических навыков
8.25 – 8.45Завтрак
8.45 – 9.00Игровая деятельность детей
9.00 – 9.40НОД
9.40 – 10.00Подготовка к прогулке, обучение навыкам самообслуживания
10.00 – 11.20Прогулка
11.20 – 11.30Подготовка к обеду, воспитание культурно-гигиенических навыков
11.30 – 12.00Обед
12.00 – 12.20Подготовка ко сну
12.20 – 15.10Дневной сон
15.10 – 15.20Подъем, закаливание
15.20 – 15.30Подготовка к полднику
15.30 – 16.00Полдник
16.00 – 16.15Игровая деятельность детей
16.15 – 16.45НОД
16.45 – 17.00Подготовка к прогулке
17.00 – 17.30Прогулка, уход домой
(2 младшая – средняя группа) ВремяСодержание
7.30 – 8.30Прием детей, игровая деятельность детей, индивидуальная работа с детьми
8.15 – 8.25Зарядка
8.25 – 8.35Подготовка к завтраку, воспитание культурно-гигиенических навыков
8.35 – 9.00Завтрак
9.00 – 9.10Игровая деятельность детей
9.10 – 10.15НОД
10.15 – 10.30Подготовка к прогулке, обучение навыкам самообслуживания
10.30 – 11.45Прогулка
11.45 – 12.00Подготовка к обеду, воспитание культурно-гигиенических навыков
12.00 – 12.30Обед
12.30 – 12.45Подготовка ко сну
12.45 – 15.10Дневной сон
15.10 – 15.20Подъем, закаливание
15.20 – 15.30Подготовка к полднику
15.30 – 16.00Полдник
16.00 – 16.15Игровая деятельность детей
16.15 – 16.45НОД
16.45 – 17.00Подготовка к прогулке
17.00 – 17.30Прогулка, уход домой
(старшая - подготовительная группа) ВремяСодержание
7.30 – 8.30Прием детей, самостоятельная игровая деятельность детей, индивидуальная работа с детьми
8.25 – 8.35Зарядка
8.35 – 8.45Гигиенические процедуры перед завтраком
8.45 – 9.00Завтрак, воспитание культуры еды
9.00 – 9.10Самостоятельная деятельность детей
9.10 – 10.15НОД
10.15 – 12.00Подготовка к прогулке, обучение навыкам самообслуживания, прогулка
12.00 – 12.15Возвращение с прогулки, чтение художественной литературы
12.15 – 12.35Обед, воспитание культуры еды
12.35 – 15.10Подготовка ко сну, дневной сон
15.10 – 15.20Подъем, закаливающие процедуры, оздоровительный бег
15.20 – 15.40Подготовка к полднику, полдник
15.40 – 16.00Чтение художественной литературы
16.00 – 16.15Игровая деятельность детей
16.15 – 16.45НОД
16.45 – 17.30Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой
2.1.3. Модель двигательной активности детей Физкультура

3.2. Формы организации образовательного процесса Образовательная область Задачи
3.2.1. Физическая культура Цель: формировать интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. 1. Развитие физических качеств. 2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей. 3. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
3.2.2. Здоровье Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья. 1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. 2. Воспитание культурно-гигиенических навыков. 3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
3.2.3. Безопасность Цель: формировать основы безопасности жизнедеятельности и предпосылки экологического сознания (безопасности окружающего мира). 1. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. 2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. 3. Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. 4. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
3.2.4. Социализация Цель: - освоить первоначальные представления социального характера; - включить детей в систему социальных отношений. 1. Развитие игровой деятельности детей; 2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. 3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
3.2.5. Труд Цель: формировать положительное отношение к труду. 1. Развитие трудовой деятельности. 2. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. 3. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
3.2.6. Познание Цель: развивать познавательные интересы и интеллект. 1. Сенсорное развитие. 2. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности. 3. Формирование элементарных математических представлений. 4. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
3.2.7. Коммуникация Цель: овладеть конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. 1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. 2. Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности. 3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
3.2.8. Чтение художественной литературы Цель: формировать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг. 1. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений. 2. Развитие литературной речи. 3. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
3.2.9. Художественное творчество Цель: - формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности; - удовлетворять потребности в самовыражении. 1. Развитие продуктивной деятельности. 2. Развитие детского творчества. 3. Приобщение к изобразительному искусству.
3.2.10. Музыка Цель: развивать музыкальность, способность эмоционально воспринимать музыку. 1. Развитие музыкально-художественной деятельности. 2. Приобщение к музыкальному искусству. . Содержание коррекционной работы с учётом недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья Коррекционная работа в МБДОУ ДС № 34 с учётом недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ОВЗ в соответствии с Уставом не ведётся.
 
 5.2. Планируемые итоговые результаты освоения детьми Программы (интегративные личностные качества)
 
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, приобщения к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья.
Составлена модель выпускника муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 34 «Дюймовочка» с. Чля Николаевского муниципального района Хабаровского края, согласно которой выпускник имеет высокий уровень развития: здоровый, радостный, любознательный, самостоятельный, открытый для общения со взрослыми и сверстниками; сформирован интерес к учебной деятельности, понимает поставленные задачи и умеет их реализовывать; имеется потребность в общественно - значимой деятельности. Физическое и нервно – психическое развитие - сформировано осознанное отношение к здоровому образу жизни; - развит самоконтроль при выполнении правил и норм личной гигиены; - выработано осознанное выполнение требований к безопасности жизни; - сформированы двигательные умения и навыки и связанные с ним элементарные знания в области физической культуры; - развит интерес к событиям физкультурной жизни страны; - сформированы нравственные качества: целеустремленность, настойчивость, чувство долга, ответственность, умение подчиняться правилам. Речевое развитие - владеет правильной литературной речью в соответствии с возрастом; - использует речь не только как средство общения, но и средство познания; - грамматически правильная речь имеет богатый словарный запас, используемый в общении; - владеет и понимает простейшие обобщения; - владеет диалогической и монологической речью; - различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»; - называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Художественно – эстетическое развитие - знает и узнает мелодию гимна Российской Федерации; - сформировано представления о видах и жанрах искусства и средствах их выразительности; - развито позитивное самоощущение, раскрепощенность, ощущение собственного эмоционального благополучия; - приобщен к искусству, музыке, литературе, народной культуре; - способен самостоятельно оценивать произведения искусства; - имеет собственные предпочтения в способах творческого самовыражения, в разных видах музыкальной, театрализованной и изобразительной деятельности. Интеллектуальное развитие Познавательное: - умеет осознавать себя, свою непохожесть, индивидуальность; - осознает свое положение по отношению к взрослому и сверстникам; - развита познавательная активность, любознательность по отношению к окружающему миру; - владеет поведенческими и коммуникативными нормами; - развиты патриотические чувства к родному краю и стране; - заложены трудовые навыки, потребность в труде; - сформированы представления о живой и неживой природе; - сформировано экологическое сознание выпускника; - владеет навыками элементарной экспериментальной деятельности. Развитие элементарных математических представлений: - развито умение видеть составные части множества, навыки количественного и порядкового счета; - владеет навыками измерения величин; - сформирован интерес к математическим познаниям, развито образное мышление и абстрактное воображение; - владеет представлениями о геометрических фигурах. Коммуникативное развитие: - владеет средствами коммуникации; - владеет средствами коммуникации в деятельности, в использовании процесса общения; - умеет вступать в контакт с окружающими; - в состоянии организовать общение, включающее умение слушать собеседника; - умеет эмоционально сопереживать; - самостоятельно решает конфликтные ситуации; - владеет нормами и правилами необходимыми при общении с окружающими. 5.3. Портрет выпускника ДОУ 1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. 2. Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. 3. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. 4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. 5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.). 6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. 7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Ребенок имеет представление: - о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; - о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; - об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем; - о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему; - о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты). 8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. 9. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. 6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов Оценка качества образования чаще всего проводится с помощью диагностики. Диагностика представляет собой анализ состояния, ус­тановление состояния, диагноза. Во-первых, педагогическая диагностика направлена на определе­ние продвижения детей в освоении программы. Данные педагогиче­ской диагностики ориентируют воспитателей на анализ овладения про­граммным материалом как отдельными детьми, так и группой в целом. Во-вторых, педагогическая диагностика направлена на определение уровня компетентности ребенка, в основе которой лежат сферы личности ребенка (когнитивная, эмоционально-чувственная, мотивационно-потребностная, поведенческая). Данные педагогической диагностики ориентируют воспитателей на анализ когнитивного опыта ребенка, эмоционально-чувственного, мотивационно-потребностного и поведенческого опыта и использования этого опыта в разных вариативных условиях. Именно сферы личности определяют целостность, структу­рированность, направленность личности ребенка. Эта позиция пред­ставлена в исследовании М. В. Крулехт, О. В. Дыбиной и др. Большинство диагностических заданий можно выполнять подгруп­пами по 4—6 человек. В этом случае воспитателю необходимо держать в поле зрения всех детей. По всем заданиям определены и описаны три уровня его выпол­нения: низкий, средний, высокий. Уровни определяются в зависимо­сти от степени самостоятельности выполнения ребенком диагностического задания. За единицу измерения взята самостоятельность, по­тому что самостоятельность рассматривается как интегральное каче­ство личности ребенка, отражающее все сферы его личности. Как правило, низкий уровень предполагает невыполнение задания, даже с помощью взрослого. На среднем уровне ребенок справляется с заданием только с помощью взрослого. На высоком уровне выпол­няет задание самостоятельно. Результаты должны заноситься в про­токолы, таблицы. Анализ полученных результатов позволяет выявить особенности освоения программы группой в целом и отдельными детьми, наме­тить необходимые способы оказания помощи отдельным детям. 6.1. Диагностика технологической компетентности Диагностика технологической компетентности дошкольников 5—7 лет осуществляется по следующим параметрам: 1. Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации. 2. Умение планировать этапы своей деятельности. 3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий. 4. Умение устанавливать причинно-следственные связи. 5. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее спо­собов. 6. Умение использовать способы преобразования (изменение фор­мы, величины, функции по воссозданию, аналогии и т.д.). 7. Умение понимать и принимать задание и предложения взрос­лого. 8. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях. 9. Умение организовать рабочее место. 10. Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов. По каждому параметру выделяются уровни сформированности тех­нологической компетентности: высокий, средний, низкий. Высокий уровень (оценивается в 3 балла) — ребенок самостоятель­но выполняет задания, добивается результата. Средний уровень (оценивается в 2 балла) — ребенок понимает ин­струкцию взрослого и готов выполнить задание, прибегая к помощи взрослого. Низкий уровень (оценивается в 1 балл) — ребенок понимает смысл предлагаемого ему задания, но либо отказывается его выполнить (не проявляет интереса или не уверен в достижении результата), либо за­трудняется выполнить задание, совершив несколько малорезультатив­ных действий (теряет интерес, отказывается от выполнения), на по­мощь взрослого не реагирует. 6.2. Диагностика информационной компетентности Диагностика информационной компетентности осу­ществляется по следующим параметрам: 1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки; рассказ сверстника, взрослого, телевидение, видеофильмы и т.д.). 2. Умение делать выводы из полученной информации. 3. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности. 4. Умение задавать вопросы на интересующую тему. 5. Умение получать информацию, используя некоторые источники. 6. Умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой. По каждому параметру выделяются уровни сформированности ин­формационной компетентности: высокий, средний или низкий. Высокий уровень (оценивается в 3 балла) — ребенок самостоятель­но выполняет диагностические задания, добивается результата. Средний уровень (оценивается в 2 балла) — ребенок понимает инст­рукцию взрослого, готов выполнить задание, но результат появляется при помощи взрослого (наводящие вопросы, показ способов действий). Низкий уровень (оценивается в 1 балл)— ребенок понимает смысл предлагаемого ему задания, но отказывается от его выполнения, ли­бо затрудняется выполнить задание (не проявляет интереса, не уве­рен в достижении результата, отказывается от выполнения задания). 6.3. Диагностика социально-коммуникативной компетентности Диагностика социально-коммуникативной компетентности детей 5—7 лет осуществляется по следующим параметрам: 1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем. 2. Умение получать необходимую информацию в общении. 3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам. 4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками. 5. Умение спокойно отстаивать свое мнение. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами дру­гих людей. Умение принимать участие в коллективных делах (договаривать­ся, уступать и т.д.) 8. Умение уважительно относиться к окружающим людям. 9. Умение принимать и оказывать помощь. 10. Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях. По каждому параметру выделяются уровни сформированности со­циально-коммуникативной компетентности: высокий, средний, низ­кий. Высокий уровень (оценивается в 3 балла) — ребенок самостоятель­но выполняет задания, добивается результата. Средний уровень (оценивается в 2 балла) — ребенок понимает ин­струкцию взрослого, готов выполнить задание, прибегая к помощи взрослого. Низкий уровень (оценивается в 1 балл) — ребенок понимает смысл предлагаемого ему задания, но либо отказывается его выполнить (не проявляет интереса или не уверен в достижении результата), либо за­трудняется выполнить задание, совершив несколько мало результа­тивных действий (теряет интерес, отказывается от выполнения), на помощь взрослого не реагирует. 6.4. Методика определения уровня физического состояния детей Физическое развитие - это естественный процесс изменения форм и функций организма в ходе жизнедеятельности человека. Оценка физи­ческого развития в ДОУ проводится медсестрой и инструктором по физическому воспитанию в присутствии воспитателей группы по общепринятой методике антро­пометрии Определив антропометрические данные, необходимо провести их анализ и оценить физическое развитие каждого ребенка путем сопос­тавления его показателей с оценочными таблицами (шкалами), кото­рые составляются на основании региональных массовых обследований детей. Такие таблицы составлены группой уче­ных (А. С. Дорошенко, Г. А. Решетнева, О. С. Шнейдер, Г. И. Минеева, Л. Н. Шатанкова). Дети, у которых обнаружены наибо­лее тревожные отклонения в физическом развитии (завышенный или заниженный вес, малый объем грудной клетки), допол­нительно обследуются медицинскими работниками и берутся ими под контроль. Для определения физического состояния необходимы следующие показатели: рост, масса, жизненная емкость легких, динамометрия кисти, частота сердечных сокращений, систолическое артериальное давление, время восстановления ЧСС после 20 приседаний (проба Шалкова). На основании морфофункциональных показателей медицинскими работниками рассчитываются индексы. Весо-ростовой индекс (ВРИ) определяется как частное массы тела (кг) и длины тела (см). Жизненный индекс (ЖИ) - частное ЖЕЛ (мл) и массы тела (кг). Индекс кистевой силы (ИКС) - частное показателя динамометрии кисти (кг) и массы тела (кг), умноженное на 100%. Индекс Робинсона или «двойное произведение» (ДП) определяется как произведение ЧСС и систолического артериального давления деленное на 100. Восстановление пульса (методика проведения) У ребенка в положении сидя подсчитывают пульс за 10 сек. После этого он выполняет 20 глубоких приседаний в течение 30 секунд и вновь немедленно садится. Регистрируется пульс за 10 сек в конце 1 минуты (50-60 с. после завершения нагрузки), в середине 2-ой (1.20-1.30), в конце 2-ой мин. (1.50-2.00) в конце 3 мин, до полного восстановления показателей. Для определения двигательных способностей (воспитателем или инструктором по физической культуре) можно использовать следующие тесты: -для оценки скоростных способностей – бег на 30 м (с); - для оценки гибкости – наклон вперед из положения сидя ноги врозь (см). - для оценки скоростно-силовых способностей – прыжок в длину с места (см); - для оценки координационных способностей – челночный бег 3Х10 м (с); - для оценки выносливости – шестиминутный бег (м). Быстрота, бег на 30 м. По команде «На старт! Внимание!» поднимается флажок, и по команде «Марш!» дети с максимальной скоростью стремятся добежать до финиша. Ориентиром финиша для детей служит линия, по краям которой на подставке стоят 2 хорошо видимых флажка красного цвета. В каждом забеге участвует по 2 человека, что обеспечивает соревновательную форму проведения контрольного теста. Все дети выполняют по 2 попытки через небольшие интервалы отдыха. Учитывается лучший результат. Измерение осуществляется с помощью секундомера с точностью до десятых долей секунд. Гибкость, как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата определяет степень подвижности его звеньев. В качестве контрольного упражнения детям предлагается выполнить наклон вперед из положения сидя на полу ноги врозь. На полу обозначается центровая и перпендикулярная линии. Сидя на полу, ребенок ступнями ног касается центровой линии, ноги выпрямлены в коленях, ступни вертикальны, расстояние между пятками 20 см. Выполняется три наклона вперед, на четвертом регистрируется результат на перпендикулярной мерной линии по кончикам пальцев при фиксации этого результата в течение 3 с, при этом, чтобы не допустить сгибание ног в коленях, они удерживаются воспитателем. Если ребенок наклонился за нулевую отметку, то ставится результат (в см) со знаком «+», если ребенок не дотянулся до нулевой отметки, то ставится результат со знаком «-». Для определения уровня развития координационных способностей предлагается тест челночный бег 3х10 м. Тест проводится на ровной площадке, где на расстоянии 10 м друг от друга размечены линии «Старт» и «Финиш». На линии финиша находится предмет (кубик). По команде «На старт!» ребенок подходит к стартовой линии, по команде «Внимание!» принимает положение высокого старта, по команде «Марш!» бежит к предмету, берет его и бежит назад к стартовой линии, опускает предмет на линию старта (бросать предмет не разрешается) и возвращается назад, на финиш. Время фиксируется секундомером от команды «Марш!» до момента пересечения линии финиша. Определение общей выносливости. Дистанция представляет собой круг с твердым покрытием и разметкой на нем через каждые 50 м. Выполнение теста предполагает наличие линии старта и отсутствие, как таковой, линии финиша, поскольку 50-метровые отрезки дают возможность при фиксированном времени достаточно точно определить пробегаемое ребенком расстояние. По команде «На старт!» поднимался флажок, по команде «Марш!» дети бегут (с переходом на ходьбу) по кругу. Фиксируется расстояние, которое ребенок преодолел за 6 минут бегом, ходьбой, чередуя бег с ходьбой. Оценка всех показателей по результатам тестирования проводится в баллах, которые характеризуют уровень физического состояния. При сумме баллов менее 5 уровень физического состояния оценивается как низкий, 5-9 баллов – ниже среднего, 10-18 - средний, 19-27 – выше среднего, 28 и выше – высокий. Антропометрические и физиометрические показатели определяются медицинскими работниками в ходе медицинских осмотров, уровень развития двигательных способностей определяются педагогами ДОУ не менее двух раз за учебный год. Информация об уровне физического состояния поможет педагогам корректировать процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста оценивать его эффективность, дифференцировать физическую и умственную нагрузку с учетом индивидуальных особенностей. 6.5. Исследование психологической готовности Для исследования мотивационной сферы применяется методика «Сказка» (разработана Н.И. Гуткиной). Методика направлена на определение доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка. Для определения наличия познавательной и учебной мотивации у ребенка применяется методика «Внутренняя позиция школьника» (разработана Н.И.Гуткиной) Исследование произвольной сферы проводится с помощью следующих методик: методика "Домик" (разработана Н.И.Гуткиной) на выявление умения ребенка воспроизводить зрительно воспринимаемый образец, особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки; методика «Да и нет» (разработана Н.И.Гуткиной) для исследования умения действовать по правилу. Исследование интеллектуальной и речевой сферы проводится с помощью следующих методик: методика «Сапожки» (разработана Н.И. Гуткиной) позволяет исследовать обучаемость ребенка, то есть проследить, как он пользуется для решения задач правилом, с которым раньше никогда не встречался; методика «Последовательность событий» (методика предложена А.Н.Бернштейном, но инструкция и порядок ее проведения несколько изменены) позволяет исследовать такие качества мышления, как процесс обобщения и способность устанавливать причинно-следственные связи, а также выявляет уровень речевого развития; методика «Звуковые прятки» (разработана Н.И.Гуткиной) предназначена для проверки фонематического слуха. 6.6. Исследование личностной сферы Для выявления общего фона благополучия ребенка в детском саду, определения особенности восприятия ребенком педагога и сверстников, желания и потреб­ности общаться с ними, измерения психологической дистанции отноше­ний применяется модификация методики Рене Жиля. Для выявления уровня самооценки детей применяется методика «Лесенка».